20.02.2015

Топ-менеджер и предприниматель о наращивании экспорта в кризис и о том, как «бежать быстрее конкурента»

На днях состоялась очередная встреча «Про бизнес…». Героями встречи стали Председатель Правления МТБанка Андрей Жишкевич и Генеральный директор компании «Онега» Сергей Метто.

В чем польза кризиса?

Сергей Метто. С наступлением кризиса люди начали ценить работу и трудиться в 3 раза быстрее. Текучести кадров нет. Никто не пришел жаловаться и требовать поднять зарплату. Никто не жалуется и не ропщет.

Внутри предприятия мы имеем очень большой эффект и если говорить об экспортном потенциале, то сейчас валютная цена, с которой мы выходим на литовский рынок, уменьшилась на 30%, повысив тем самым конкурентоспособность белорусской продукции.

Андрей Жишкевич. В кризис важно бежать быстрее своего конкурента и даже в условиях сужающегося рынка ты можешь выиграть просто потому, что кто-то становится слабее в борьбе с кризисом и это позволяет забрать его долю рынка. По итогу получается, что мы боремся с конкурентами.

Стоит ли сокращать персонал в кризис и кого в первую очередь?

Сергей Метто. Предприятия начали совершенствоваться: за 3 месяца мы сократили порядка 150 человек из 1000. При этом работа предприятия не ухудшилась. Если бы мы сделали это год назад, то сэкономили бы почти миллион долларов.

Андрей Жишкевич. Пока мы не перешли к сокращению персонала, но, учитывая ситуацию, некоторых переводим в формат отпусков и сокращенного рабочего дня. С точки зрения зарплат: в данный момент МТБанк находится на стадии неготовности индексировать долларовые эквиваленты зарплат до кризиса. Такая «возможность» появилась у всех руководителей только потому, что рынок сейчас это позволяет.

Как оптимизировать расходы компании в условиях турбулентности?

Сергей Метто. Здесь хотелось бы упомянуть вопрос с форума, касавшийся сокращения отдела маркетинга. Свое решение хочу выразить так: чем более плоской становится структура, тем лучше предприниматель принимает решения. Нужно было менять стратегию, чтобы быстрее принимать решения. Когда отдел маркетинга был сокращен я начал чувствовать рынок кончиками пальцев. В данный момент предприниматель сам контролирует маркетинговую стратегию и транслирует ее на рекламное агентство.

«Сохранить, нельзя сократить», - так отозвался о своем управлении маркетинга Андрей Жишкевич. В представлении топ-менеджера, отдел маркетинга – это «бензин», который заливается в машину под маркой «МТБанк».

Андрей Жишкевич глубоко убежден, что лучше начинать экономить не с людей, а с «бумаги», которая все стерпит. Мы сокращаем затраты за счет внутренней бизнес-оптимизации. Сейчас мы сократили бюджет на 25% с точки зрения внереализационных расходов.

Сокращая бюджет, мы сделали ставку на применение тактики ценового давление на подрядчиков, потому как в данных условиях рекламодатели все таки могут претендовать на получение скидок. С точки зрения активности мы не собираемся снижать свою деятельность никоим образом.

Какова роль банков сегодня?

Андрей Жишкевич видит роль МТБанка как «хранителя и распорядителя привлеченного капитала» и прибыль он может получать за счет занятия ниш других банков уникальными продуктами. Наш бюджет состоит из вкладчиков и в этом смысле сложно морально и психологически чувствовать, что ты отказываешь человеку. Мне было бы легче, если бы это были мои деньги, но банк располагает чужими деньгами и наша цель – сохранить вклады.

Естественно то, что МТБанк не создает новые продукты для мирового рынка, но он грамотно упаковывает и внедряет на белорусский рынок уже готовые продукты, которые конкуренты не успевают копировать.

Сергей Метто отозвался о белорусских банках, как о профессиональных структурах, готовых в максимальной степени удовлетворять потребности клиентов. Говоря о роли банков сегодня и их отношениях с клиентами упомянул книгу Роберта Хайнлайна «Чужой в стране чужих», где есть очень интересное понятие – люди говорят об одном объекте, но на разных языках и, к сожалению, не могут понять друг друга.

Что делать, если в кризис ты остался без работы?

В данной ситуации, по мнению Сергея Метто, на «хлеб и воду» можно заработать всегда, даже на предпринимательстве. Когда Сергей искал себе чем заняться, то просто брал газеты и обращал внимание на те бизнесы, рекламы которых больше всего, следовательно, есть деньги – значит туда можно идти.

Можно заняться рерайтом – переписывать статьи, обучиться программированию, заняться другими популярными, хоть и не всегда высокооплачиваемыми профессиями.

Представитель производственного сектора рекомендует сделать ставку  на развитие сельского хозяйства. Так, Серей привел пример из личного опыта взращивания голубики: «Все сельское хозяйство – одна большая льгота». Это обусловлено 1% налогов с оборота и 10% НДС. В ходе блока «вопросов из зала» он признался, что мечтает создать свой исследовательский центр и делать роботов.

Андрей Жишкевич ответил на этот вопрос так: работу можно найти везде, главное не сидеть на месте и активно продвигать свои резюме. Не складывайте ручки: пытайтесь искать, стучаться в разные двери, создавайте свой бизнес. Если бы он оказался в такой ситуации, то ради опыта Андрей Жишкевич был бы готов работать в любой сфере. У студентов при этом огромное число возможностей, потому что они не обременены багажом накопленного опыта. В данном случае у вас есть огромная возможность попробовать создать свой бизнес. В МТБанке всегда открыты двери, и существует своего рода конвейерная система их быстрого обучения и всегда найдется место в такой период экономики. Работа в большой компании, такой как МТБанк, на первых порах – это заработок не денег, а опыта и компетенции. Благодаря такому подходу вы можете стать еще более конкурентоспособными.

Чего ожидать белорусскому бизнесу от 2015 года?

Ситуация доказала, что любой пессимизм может оказаться оптимизмом. Все зависит от мировых рынков, в первую очередь от российского. МТБанк перешел с годового бюджетирования на квартальное. Опираясь на прошедший период, теперь мы можем более логично прогнозировать свою деятельность на грядущий квартал.

Кризис - это цикличное состояние и его главной ролью является показать людям то, что они либо не то продают, либо не то покупают и дать возможность отказаться от того, без чего они реально могут жить.  Сергей Метто считает, что через полгода ситуация окончательно нормализуется. Сейчас у нас открылись ворота для экспорта в Европу, например в Литву или Латвию.

На встрече мы также узнали, что читают бизнесмены. На данный момент Андрей Жишкевич увлечен книгой Ярослава Романчука «Теория и практика провалов государства». Относительно данной книги Андрею Казимировичу задали вопрос из зала: «случится ли провал государства еще раз?» Ответ Председателя Правления МТБанка был акцентирован на том, что в сегодняшнее время экономическую ситуацию нельзя воспринимать как провал государства, это скорее «естественный период адаптации экономики под вновь сложившиеся условия».

Библиотека Сергея Метто состоит из «фантастики». Он перечитал «всех Стругацких, Айзека Азимова и сейчас перешел к Роберту Хайнлайну». В ходе блока «вопросов из зала» генеральный директор «Онеги» признался, что хочет создать свой исследовательский центр и делать роботов.

В 2015 году МТБанк является Генеральным партнером серии встреч «Про бизнес…». Ежемесячно самые известные бизнесмены будут встречаться друг с другом, чтобы поговорить о самом важном и интересном в белорусском бизнесе. Приходите за идеями, советами и зарядом позитивной энергии!
*фотографии предоставлены порталом probusiness.by


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor