24.09.2015

Долги, которые возвращаются в срок

Ежегодный образовательный проект от МТБанка начался с семинара, организованного совместно с экспертами в области юриспруденции «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ». Квалифицированные юристы рассказали о работе с недобросовестными дебиторами и вопросах банкротства, минимизации договорных рисков, а также привлечении инвестиций и дополнительного финансирования.

Тема первого семинара была выбрана неслучайно, а содержание и доклады были наполнены материалами, максимально приближенными к белорусским экономическим реалиям. Ведь в сложившейся экономической ситуации важно знать, как работать с должниками.

Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники

Тимур Сысуев, партнер адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ» рассказал о том, как бороться с долгами и, самое главное, как их предотвращать. Основные тенденции конца 2014 – начала 2015 года он обозначил как увеличение судебных споров по взысканию дебиторской задолженности, затягивание судебных разбирательств с целью отсрочки, использование реорганизации юридических, процедур ликвидации и банкротства для ухода от уплаты долга. В качестве механизмов затягивания выплаты долго недобросовестные заемщики используют порядка 10 различных механизмов. Как правило, «болезнь» проще предотвратить, чем лечить. И обезопасить себя от долгов можно еще на стадии заключения договора.

7 ключевых «предохранителей», спасающих от плохих долгов, по мнению Тимура Сысуева:

  • «привяжите» цены к иностранной валюте или закрепите механизм минимизации девальвационных и инфляционных рисков;
  •  закрепите жесткие меры ответственности за просрочку оплаты;
  • исключите обязательность досудебного урегулирования или сократите его сроки;
  • обеспечьте личное поручительство собственников бизнеса и топ-менеджмента должника;
  • договоритесь о залоге имущества должника;
  • позаботьтесь о страховании ответственности;
  • настройте процесс заключения и согласования договоров внутри организации.

Реструктуризация проблемных долгов банку

Дмитрий Истомин, начальник управления корпоративного бизнеса МТБанка

Самая большая проблема, с которой сталкивается банк в этом вопросе – когда клиент заявляет о своей несостоятельности. Причем вопрос касается несостоятельности именно в ПОИСКЕ решения проблемы, которая привела к тому, что «бизнес его лег».

Банк – это, прежде всего, партнер, а не карающий орган и не организация, которая призвана оштрафовать, наказать или изъять. Поэтому с  банком НУЖНО обсуждать ситуацию  и искать выход вместе.

Клиент может быть профессионалом своего дела и знать свой бизнес «от и до», но часто не располагает теми инструментами финансового урегулирования, которыми владеет банк. И чем раньше клиент начнет обсуждение с банком негативно складывающейся ситуации, тем быстрее сможет найти выход, который будет выгодным или приемлемым для обеих сторон.

Техники реструктуризации проблемного долга могут быть следующими:

  1. Пересмотр графика погашений – обычно это делается, когда трудности носят временный (сезонный) характер.
  2. Лонгация кредитов. Самый незамысловатый способ реструктуризации, который плох тем, что при повторной лонгации требует создание спецрезервов, что несет потери для банка.
  3. Рефинансирование более долгосрочными продуктами: возвратный лизинг, длинный кредит с ежемесячным графиком погашения.
  4. Рефинансирование взаимосвязанной компании. Трудности в одной ветви бизнеса клиента могут быть компенсированы иной его деятельностью, в т.ч. путем заведения кредита на нее.

 Есть некий залог, который должник банка хочет продать, но не может, потому что у потенциальных покупателей нет или недостаточно денег.  Финансирование банком покупателя имущества должника банка может стать удобным всем способом рефинансирования. Тащите ваших покупателей в банк.

Ошибки клиентов, испытывающих проблемы в погашении долгов банку:

  1. Капитуляция (неготовность/неспособность должника найти выход) – не оставляет вариантов действий для банка и приведет к наиболее жесткому и формальному решению ситуации.
  2. Большая ошибка начинать переговоры с требования снижения процентной ставки или установления моратория на погашение кредита. Обсудить можно будет все, приводя четкие счетные аргументы, но эти инструменты не должны и не могут стать основными в оздоровлении ситуации..
  3. Исчезновения из «поля зрения» банка. Клиент банально избегает общения с банком по проблемным вопросам. Это приводит к ошибке №1, когда договариваться не просто не о чем, а еще и не с кем.

Не делайте ошибок, уважаемые клиенты, общайтесь с банком. Из любой ситуации существуют выходы. Доверяйте банку и вместе мы найдем лучший из них.

Инвестиции не вечны

Финальное выступление Александра Бондаря, партнера юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий», помогло разобраться клиентам МТБанка в способах привлечения финансирования.

Для того чтобы сразу обозначить границы темы, Александр представил видение способов привлечения финансирования, разделив их на те, которые основаны на необходимости возврата денежных средств (кредиты, выпуски облигаций) и основанные на передаче участия в капитале (продажа части акций, дополнительная эмиссия акций и IPO на фондовой бирже). Чтобы понять, какой вид привлечения средств подойдет той или ной компании необходимо посмотреть на экономические аспекты займа и инвестиций через  призму ведения своего бизнеса.

Основные отличия экономические отличия займа от инвестиций:

В отличие от займа возвращать средства при привлечении инвестора не нужно. Кроме того, займ предполагает выплату процентов, тогда как при вхождении в капитал таковые отсутствуют. Управление и контроль средств, полученных путем займа осуществляется бухгалтерией и финансовой службой, в то время как за контролем капитала следят и бухгалтера, и финансовая служба, и директор компании, и наблюдательный совет, и собрание акционеров.

При получении кредита, будь то в местном или международном банке, инвестор редко оказывает влияние на принятие решений по распределению средств. При вхождении в капитал инвесторы влияют на принятие стратегических решений непосредственно. При займе вы сможете обезопасить себя от «акционерных» отношений с инвестором, однако помните, что новый «акционер» - это партнер.

Как правило, займ предполагает достижение конкретной цели. Инвестиции будут привязаны к общему плану развития компании.

--------------------------------

В текущей рыночной ситуации любой из бизнесов может оказаться в связке «кредитор-заемщик». Находясь в той или иной роли важно помнить, что всегда есть возможность найти бесконфликтный выход, а также в случае спорной ситуации обратиться к экспертам, чтобы минимизировать потери, а также сохранить бизнес и партнерские отношения невредимыми.


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor