09.10.2015

Встреча Про бизнес: немотивированные в продажах колхозы просто отдают продукцию

Насколько легко построить бизнес в сельском хозяйстве? Кто основной конкурент белорусских фермеров? Каким должен быть менеджмент в сельскохозяйственном производственном кооперативе (далее - СПК)?

Четкие и аргументированные ответы на вопросы ведения сельскохозяйственного бизнеса прозвучали на октябрьской Встрече Про бизнес. из уст Михаила Шруба, главы «Крестьянского хозяйства Шруба М.Г», и Владимира Адамовича, учредителя крестьянско-фермерского хозяйства «Цнянские экопродукты».

Беседа началась с истории Владимира Адамовича, который решил опровергнуть стереотип «в сельском хозяйстве невозможно быть богатым, будешь только горбатым» и доказать, что и в сельском хозяйстве можно зарабатывать.

Владимир и Михаил, как многие белорусские бизнесмены, борются за прибыль, находясь в непростых экономических реалиях.

В сельскохозяйственной сфере сейчас наблюдаются некоторые негативные тенденции. Основной рынок продаж героев встречи находится в Российской Федерации. Сейчас у наших соседей хороший урожай, поэтому цены на некоторую продукцию упали. Однако в отличие от россиян, у белорусов есть складские помещения, на которых продукция может долго храниться. Следовательно, времени на реализацию у россиян меньше, а это значит, что вскоре белорусские овощи вновь поднимутся в цене и вернутся на российский рынок.

Важно отметить и то, что сейчас поляки и турки ищут овощи в Беларуси. Они хотят заключать долгосрочные контракты и получать качественные продукты.

Такая проблема, как рост дебиторской задолженности серьезно нарушает ритм работы предприятия, является дебиторская задолженность. Крестьянскому хозяйству Шруба М.Г. прибегать ко всем законным мерам по взысканию задолженности, но, к сожалению, число этих мер довольно ограниченно. Рост задолженности приводит к необходимости дополнительного привлечения каких-то денег или отвлекать их от каких-то программ.

В поддержку темы Владимир Адамович подчеркнул, что «больше всего подводят россияне». Долгое время приходится судиться. Тем не менее, глядя на свой опыт, Владимир отмечает, что в сельском хозяйстве рассчитываются с белорусами быстрее, чем с фармацевтикой, например.

В поддержании и развитии сельскохозяйственного бизнеса непосредственно участвует и белорусское государство.

Фермеру нужны длинные недорогие кредиты и земля. Отсутствие механизма наделения землей фермерских хозяйств является проблемой. Михаил считает, что человек, доказавший свою состоятельность и свое право начать дело, должен получать землю.

Говоря о вопросах кредитования, Михаил Шруб вспомнил президентский указ №146,  в соответствии с которым,  его предприятие получила льготное кредитование на белорусскую технику.

Владимир Адамович государство помогало кредитами и под 2%, и под 5% и под 15% годовых. Сейчас, правда, такие кредиты может получить узкий круг лиц, имеющий соответствующую категорию.

По указу президента Владимиру отдали два убыточных хозяйства – «Косино» и «Ахека» бесплатно: «Мы уменьшили долги убыточного хозяйства с 96 млрд. до 46 млрд. за полгода. Построили хранилище на 12 тыс. тонн, рапсовый завод и комбикормовый цех».

Тем не менее, районные специалисты из управления сельского  хозяйства и продовольствия часто мешают, запрашивают множество отчетов и «бумажек»  тормозят процесс работы.

В сельское хозяйство Владимир пришел опытным бизнесменом из «фармацевтики». Он считает, что если отладить все бизнес-процессы (маркетинг, управленческий учет, работу с персоналом), то неуспешным в Беларуси быть сложно. Для сравнения Владимир привел пример того, как работает частник и госпредприятие: уровень продаж завода «Лекфарм», построенного Владимиром в Логойске, составляет $3 миллиона в месяц. Эта сумма сопоставима с выручкой государственного Борисовского завода медпрепаратов. Есть одно «но»: в Борисове работает более 2 тысяч человек, а на «Лекфарме» - 200. Это говорит о высокой производительности труда у частника. Также может быть и в сельском хозяйстве.

При этом уровень конкуренции частников и госпредприятий очень высокий.

На встрече Михаил Шрубы делил следующие причины конкуренции:
Во-первых, все производят картофель хоть и с разной степенью успеха.
Во-вторых, колхозы/совхозы не будучи мотивированными в успешных продажах, часто свою продукцию отдают. Это создает «напряг» на рынке и ситуации, в которых сложно что-либо прогнозировать. Когда частники начинают конкурировать с такими предприятиями,  это ведет к регрессу. Мы должны конкурировать с теми, кто осваивает новые технологии.

Конкуренты приходят и из-за рубежа. Владимир Адамович поделился историей  о французах, «пришедших» на наш рынок: 25 фермеров объединились, собрали деньги, наняли тут (в Беларуси) директора и рядом с Плещеницами им дали участок в 300 гектаров. Они занимаются картофелеводством. Создали кооператив,  пришли на белорусскую землю, чтобы зарабатывать деньги и продавать продукцию в Россию. Они наши конкуренты, но у них есть чему научиться.


Чтобы поднять производительность и успешно конкурировать на рынке, должно работать людей меньше, а результат должен быть больше. К примеру, сейчас «Цнянские экопродукты» закупило испанский прицеп, который одновременно сам собирает солому, сам складывает и т.д. Один такой прицеп заменяет 5 человек (1 погрузчик - на поле, 1 – стоит на  молочно-товарной ферме и три трактора с прицепами возят солому). Сейчас один прицеп – один человек.

 Во всех тракторах Крестьянского хозяйства Шруба М.Г установлены навигаторы. Они отличается от обычных, автомобильных. Можно отпустить руль и трактор сам будет двигаться в заданном направлении.

-----------------------------------------

В 2015 году МТБанк является Генеральным партнером серии Встреч Про Бизнес. Ежемесячно самые известные бизнесмены будут встречаться друг с другом, чтобы поговорить о самом важном и интересном в белорусском бизнесе. Приходите за идеями, советами и зарядом позитивной энергии!

*фотографии предоставлены порталом probusiness.by


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor