22.10.2015

Оптимизировать нельзя сократить. «Бизнес в стиле FLEX» для финансовых директоров

Образовательный проект «Бизнес в стиле FLEX», организованный МТБанком для корпоративных клиентов, собрал ведущих финансистов республики. Разобраться в теме октябрьского бизнес-семинара «ЭНЕРГИЧНАЯ РАБОТА ФИНАНСОВЫХ ДИРЕКТОРОВ В КРИЗИС» клиентам МТБанка помогали спикеры из таких компаний, как ProStore (Алексей Каренский), Softline (Дмитрий Левкович), БелЕвросеть (Григорий Хамицевич), «Здесь и сейчас» (Егор Егорушкин).

Отдельного внимания заслуживает открытая дискуссия,  модератором которой выступил Владислав Толкач, бизнес-тренер и консультант, партнер и руководитель ряда программ в Бизнес-школе ИПМ. Владислав считает, каждый финансист должен иметь helicopter-view - уметь смотреть на весь бизнес «сверху». Под таким лозунгом прошла дискуссия, в которою Владислав вовлек всех участников семинара с помощью ярких примеров и нестандартных задач по оптимизации расходов. Клиенты банка обсуждали не только примеры модератора, но и вместе с экспертами и представителями банка смогли разобраться в схожих ситуациях своих компаний. 



Молитва, которой поделился Егор Егорушкин (Партнер, руководитель направления "Финансы", бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и сейчас») вначале семинара с клиентами банка, красной нитью прошла через выступления каждого из спикеров:

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить.
Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить.
И дай мне мудрость отличить одно от другого.

Иностранная валюта – та, в которой вы не считаете свою прибыль

Многие ситуации в финансах решаются стандартными методами и похожи одна на одну. Однако Егору Егорушкину удалось доказать наличие в финансовом секторе таких ситуаций, которые непохожи на предыдущие. Каждая новая ситуация не содержит в себе явных отличий от большинства предыдущих. И в этом ее главное отличие.



5 мыслей о работе финансового директора от Егора Егорушкина:

1. Иностранная валюта – та, в которой вы не считаете прибыль своего бизнеса.
2. Каждый из нас решает, что нужно в кризисной ситуации: спокойствие, чтобы увидеть, что сделать ничего нельзя и банкротство неизбежно или мужество – чтобы с этим бороться.
3. Обязательно прислушивайтесь к тому, что вам говорят другие сотрудники.
4. Если же уверены в своей правоте - то идите до конца.
5. (дополняет предыдущий) Никогда не забывайте, что с этими людьми вам работать и дальше.


Безгрешный CFO

С Дмитрием Левковичем, финансовым  директором группы компаний Softline в Республике Беларусь, нам удалось побеседовать до начала его выступления:
«Через 20 минут начнется мое выступление, которое будет посвящено в большей степени отношениям и коммуникациям внутри компании, чем прикладным финансовым инструментам. В первую очередь, я жду понимания проблематики от аудитории.  Во-вторых, мне  хочется затронуть струны души каждого из участников и посеять зерно здравого сомнения. Бизнес в стиле FLEX – мое первое выступление в Беларуси перед большой аудиторией, поэтому мне немного волнительно. Но это нормально».



Считаем, что Дмитрию удалось затронуть не только струны души наших участников, но и пролить свет на многие повседневные, хоть и незаметные глазу коммуникационные проблемы, возникающие между собственником, топ-менеджером и финансовым директором. Многие финансовые директоры, по мнению Дмитрия, сталкиваются с разными ситуациями, однако самыми распространенными являются следующие:

1. Топ-менеджер считает, что у финансового директора нет общего понимания бизнеса, и поэтому он не может сократить  затраты.
2. Финансовый директор, очарованный собственником, может соглашаться с его идеями и допускать траты на те вещи, без которых можно обойтись. Именно поэтому финансовому директору важно сохранять статус своеобразного оплота консерватизма и отстаивать необходимость сокращения трат.
3. Наемный топ-менеджер может зарабатывать деньги не для компании, а для себя. При этом собственник будет закладывать свое имущество для выплаты зарплаты. Все это видит финансовый директор и попадает в ситуацию морального выбора: либо ты с менеджером, либо ты с собственником.
4. Отсутствие доверия со сторон собственника к профессионалу по финансам, который находит финансовые ошибки собственника в прошлом.


Каждая похожая ситуация может развиваться по разным сценариям. Найти верное решение для себя – вот главная задача для финансового директора. 
Обращаясь к другим финансистам Дмитрий отметил, что главное в их работе – это «деньги – то есть как мы зарабатываем, и люди, то есть с кем мы зарабатываем. Именно эти две составляющие могут сделать компанию успешной. Помните, что если модель вашего бизнеса выстроена неправильно, даже привлечение самых лучших CEO и CFO будет бесполезным».

Труднее всего вылезать из долгов и из теплой постели в холодное утро

Алексей Каренский, глава казначейства сети продуктовых гипермаркетов  ProStore, говоря о реструктуризации долгов компании отметил, что для сокращения расходов нужно искать новые методы и оптимизировать затраты. В его компании оптимизация касается не расходов, а бизнес-процессов. Для этого в ProStore регулярно проводится инвентаризации бизнес-процессов, которая показывает на их бесполезность. Благодаря пошаговому устранению таких процессов компания экономит огромный ресурс.



Инвентаризация бизнес-процессов, по мнению Алексея Каренского, - это проверка используемых финансовых инструментов, стоимости их обслуживания и других связанных параметров на соответствие стандартам рынка и выбранной стратегии развития бизнеса. Она помогает ответить на вопрос «сможет компания выполнить свои обязательства перед кредитором и привлечь новые кредиты в случае необходимости?»


Рекомендации Алексея Каренского для реструктуризации финансовых обязательств: 

1. Планируйте бухгалтерскую отчетность – на ее основании кредиторы принимают решение.
2. Будьте готовы к реструктуризации каждый день!
3. Выбирайте партнера, глядя на его оперативность, гибкость принятия решений, финансовые инструменты и наборы оказываемых услуг. 
4. Банк – это партнер. С ним нужно вести переговоры, а не диалоги.
5. В переговорах будьте готовы к предоставлению прозрачных финансовых данных предприятия, полной открытости в прогнозах развития бизнеса и, конечно, поиску решения, приемлемого для всех сторон.


На вопрос «Что  должен помнить финансист, приходя утром на работу?», Алексей ответил: «Финансист не спекулянт (это касается управления рисками). Финансист - носитель четкого аргументированного мнения, за последствия которого он несет ответственность. Финансист креативней маркетологов».

Аренда офиса в белорусских рублях

Григорий Хамицевич, заместитель генерального директора по финансовым вопросам ИООО "БелЕвросеть",  поделился с участниками семинара опытом по снижению затрат  по заработной плате, аренде и других финансовых расходах. В подтверждение своих слов, спикер привел примеры из практики управления финансами в сети магазинов Евросеть, демонстрирующие эффективность действий финансового директора в кризисных ситуациях различного уровня.



Накануне кризиса в 2014 для снижения затрат по аренде, которая была привязана к курсу доллара США,компания проранжировала все свои торговые точки. Если площадь магазина превышала 35 квадратных метров, то эту площадь планировали сдавать в субаренду. В результате за полгода были снижены затраты на аренду на 17%. В работу были включены все факторы и подключено руководство. В практике также стали использовать инструмент фиксации курсов валют (на полгода),  а новые точки стали открывать только при условии аренды в белорусском или российском рубле.


Таким образом, для снижения затрат по аренде используются следующие методы:
1. cубаренда;
2. пересмотр складских помещений;
3. фиксация курса;
4. оплата аренды в белорусском и российском рубле.


«Хотел бы отметить, что на финансистах лежит большая ответственность за успех всего бизнеса. Стоимость ошибка финансиста будь то в прогнозе или в применении какого-либо финансового инструмента, весьма и весьма высока и может в мгновенье перечеркнуть результат работы всей компании», - рассказал Григорий в неформальной части выступления.

Следующее мероприятие «Бизнес в стиле FLEX» состоится 12 ноября 2015 года на тему «Эффективные IT-решения в малом бизнесе: стоит ли овчинка выделки?»


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor