25.01.2016

Роль руководителя в эпоху перемен: инструкция к действию

МТБанк  вручил ежегодную премию  «Клиент года 2015».  Встреча с представителями малого и среднего бизнеса традиционно состоялась в исключительно практическом формате. Спикером вечера стал Максим Батырев, автор бизнес-бестселлера «45 татуировок менеджера», который затронул актуальную тему – «Роль руководителя в эпоху перемен».

Все чаще звучит мысль о том, что Беларусь вслед за Россией накрыл вовсе не очередной экономический кризис. На этот раз мы стоим на рубеже новой реальности в экономике, где не будет постоянного роста, где надо быть быстрее и эффективнее. Куда и с каким результатом мы придем, во многом зависит от управленцев, как государственного, так и частного сектора. Сейчас в первую очередь необходимо меняться им. Быть гибкими – этого требует время.

К чему готовиться

Кризис – это цикличное явление, оно характеризуется и тем, что каждый кризисный период достигает своего дна. В нынешней экономической ситуации, по ощущениям экспертов, дна нет, речь идет о депрессии.

«В новых условиях руководителям необходимо перестроиться: научиться жить в тонусе, бегать быстрее, не рассчитывать на высокую маржинальность и при этом не растерять оптимизм, – отмечает Директор по корпоративному бизнесу МТБанка Павел Малышко. – Как бы жизнь ни усложняла ведение бизнеса, менеджеры должны быть в боевом состоянии, из которого мы вместе сделаем следующий шаг, а то и прыжок. Мы должны быть оптимистами и вести за собой компании».

В чем себя изменить

Две болезни руководителей

Несмотря на то, что речь идет о новой экономической реальности, о кризисе забывать не стоит. Он существует, только немного в другой плоскости. «Речь идет о кризисе в менеджменте, – считает Максим Батырев, один из лучших управленцев России. – У нас не так много руководителей, которые развиваются, учатся. Надо себя менять и главное – идти вперед, тогда за вами пойдут люди. Первое лицо должно верить в будущее компании и видеть его. А давить на людей, играть на нервах подчиненных, грозить увольнениями – это неправильная стратегия».

Максим Батырев за 2015 год провел семинары более чем для 12 тысяч менеджеров и руководителей в 7 странах бывшего Советского Союза. И вот к каким любопытным выводам он пришел. Во-первых, бизнес в наших странах развивается во многом благодаря запалу и даже некой одержимости идеей их руководителей. Во-вторых, «болезни» менеджмента наших стран также схожи.

Первая общая проблема – не все готовы брать на себя ответственность за принятие решений.

«В декабре 2014-го года после одного из мастер-классов в России мы отправились в ресторан, где я познакомился с его собственником. На то время женщина управляла четырьмя ресторанами. На вопрос, как развивается бизнес, ответ был односложный – ужасно. Из-за санкций отменились поставки мяса из Новой Зеландии, под вопросом была судьба двух стейк-хаусов. Да, в России есть аналогичный продукт, на Алтае. Но оказалось, что покупать мясо в своей стране выходит на 30% дороже, чем в Новой Зеландии.  Следующая проблема – рубль ослаб. А на чем люди экономят? На ресторанах. Нашлось и третье обстоятельство – в России запретили курить в общественных местах. Я спрашиваю: «А что же вы делаете, чтобы справиться с ситуацией». Ответу был удивлен: «Я жду». Сейчас у собственника остался 1 из 4 ресторанов», – рассказывает Максим Батырев.

Спикер признается, что не рассказывал бы эту поучительную историю, если бы буквально спустя месяц у него не состоялась еще одна встреча – с владельцем ресторана, чья картина мира оказалась несколько иной. 

После введения санкций ресторатор из Москвы объединился с другими игроками рынка для покупки мяса из Алтая. В Москву продукт везли вагонами, при таком объеме цена оказалась ниже, а сделка – выгодней поставки аналогичного мяса из Новой Зеландии.  

В том, что рубль ослаб, предприниматель также нашел свой плюс. Для него это означало, что на новогодние праздники часть его клиентов вместо поездки за границу останется дома. За две недели новогодних каникул ресторатор заработал практически прошлогоднюю годовую выручку.    

«Менеджеры, руководители не производят никакого продукта, кроме принятия решений. И это надо делать, не бояться. Национальная черта – ждать, когда все пройдет само собой: курс изменится, стабилизируется экономическая ситуация… Надо действовать», – считает Максим Батырев.

Вторая болезнь руководителейоправданием  неудач и просчетов зачастую становятся внешние обстоятельства.

Будучи директором по продажам, Максим Батырев держал своих сотрудников в тонусе, время от времени меняя условия работы. К примеру, однажды он перетасовал команды продавцов, назначив новых руководителей направлений. Положительный результат показали практически все. Несмотря на опытность, профессионализм и преданность компании, продажи одного сотрудника пошли вниз. И четыре месяца подряд он ходил за Батыревым с просьбой вернуть все обратно.

«Он говорил это каждый день. В одно утро я понял, что если и сегодня  разговор не подействует, нам придется расстаться, – вспоминает Максим Батырев. – Сотрудник был фанат Доминиканской Республики. И вот как я построил наш разговор.

– Представь, ты приехал в отпуск в Доминиканскую Республику. Утро. Ты открываешь ставни, там – пляж, солнце, коктейли. Все супер! На второй день картина та же. Третий день. Ты уже готов идти на пляж, а за окном – минус 20. Ты пойдешь? Нет, конечно! А вот сейчас ты ходишь босиком по сугробам и говоришь: «Верни мне все обратно».

Разговор подействовал, и расставаться нам не пришлось. Но я всем настоятельно советую не ходить в плавках среди сугробов».

Как действовать

5 советов от Максима Батырева

  1. Признайте новые экономические условия

Действуйте от наихудшего для себя варианта. Когда люди признают проблему, только тогда они начинают действовать. В непростой 2008-й год компания, в которой работал Максим Батырев, стала лидером рынка, в то время как не все ее конкуренты даже смогли признать кризис. «Первое, что мы сделали, – собрали людей и проговорили, что началось непростое время.  И все, что мы планируем делать дальше, направлено на то, чтобы сохранить компанию на плаву», – комментирует Батырев. 

  1. Проведите диагностику

Внимательно изучите три сферы: финансы, бизнес-процессы, персонал. «Настоятельно советую не оставлять право последнего голоса в сокращении расходов за финансовым директором, потому что он может по незнанию нарушить бизнес-процессы. Приведу простой пример. В нашей компании мы часто проводили семинары для клиентов, их неотъемлемый атрибут – кофе-брейк с печеньем. По решению финансового директора мы перестали покупать печенье. Это была катастрофа!

А вот сокращение фонда оплаты труда на 10% – более приемлемая мера. Да, в компании были недовольные. Однако руководство предложило вариант, при котором сотрудники могли сохранить свои заработанные деньги. Скидки, которые продавцы предлагали клиентам, теперь давались за счет сотрудника. Если ты продаешь без скидки, то получаешь, к примеру, 100 рублей. Скидка в 4% соответственно уменьшает твою зарплату. Подход оказался крайне  эффективным», – делится опытом Батырев.

  1. Найдите «узкие места»

Хрестоматийный пример. На обувной фабрике резко увеличилось количество бракованной продукции, у которой отклеивалась подошва. Оказалось, что некачественной продукция становилась лишь на одном этапе, когда сотрудница завода приклеивала подошву. Женщина уже не один год делала одну и ту же механическую операцию, при этом ее заработная плата никак не зависела от количества брака. Это и есть «узкое место» производства. Стоило изменить денежную мотивацию сотрудницы, и результат не заставил себя ждать. Чтобы больше понять об «узких местах», Максим Батырев советует прочитать книгу Элияху Голдратта «Цель».

  1. Подарите сотрудникам надежду и поддержите их

Идите вперед, не бойтесь, покажите личным примером, как надо относиться к работе.

«Еще одна задача – переводите людей на новый уровень. Чтобы человек, оглядываясь назад, говорил: «Да, за год я стал лучше благодаря своему руководителю». Почему люди уходят? Они смотрят на своего начальника и решают, станут ли они профессиональнее, эффективнее с этим человеком. Даже если не планируется повышение зарплаты, а ответ положительный, ваши сотрудники будут работать с вами дальше», – говорит Максим Батырев.

  1. Принимайте решения, действуйте и идите вперед

Важно понять, что переждать новые экономические условия не получится. Побеждают те, кто может адаптироваться, приспосабливаться. И личный совет от Максима Батырева: «Начинайте каждое утро с мысли: «А что сегодня я сделаю для того, чтобы компания развивалась и становилась эффективнее». И напоследок индейская мудрость: даже мертвая рыба плывет по течению. Нам же надо идти вперед и вести за собой свою команду».  

Как бы громко это ни звучало, однако чем эффективнее работа руководителя, тем больший шанс на успех есть у его предприятия. Чем больше успешных предприятий, тем лучше обстоят дела в экономике страны.

-------------------------------------------------------------------------------
Справка:

Максим Батырев – известный российский менеджер. Прошел путь от рядового специалиста по продажам до одного из членов правления компании «Что делать Консалт» (сети «КонсультантПлюс»).

В 2006 году становится лучшим продавцом в компании «Что делать Консалт».
В 2013 году получает звание «Лучший менеджер года» по итогам конкурса при правительстве Москвы.
В 2014 году его книга «45 татуировок менеджера» признала лучшей бизнес-книгой 2014 года.
В 2015 год – 97 выступлений в 7 странах и 44 городах, более 12 тысяч слушателей. 


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor