15.11.2016

Как добиться успеха в агробизнесе?

Несмотря на непростую ситуацию в белорусском агросекторе, участники нового семинара «Бизнес в стиле FLEX» уверены, что перспективы у сельскохозяйственного производства в Беларуси есть. Прежде всего, это касается фермерского бизнеса.

Дело в том, что число фермерских хозяйств в нашей стране намного превышает число сельхозпредприятий – 2500 против 1469. И хотя их вклад в общий объем сельхозпроизводства составляет всего 1,9% (прежде всего, по причине отсутсвтия частной собственности на землю и господдержки), рентабельность у фермеров гораздо выше, чем у сельхозпредприятий: 21,8% против 0,5% в 2015 г.

«Белорусские власти уже неоднократно говорили, что пора задуматься о введении частной собственности на землю. В этом случае и банкам будет намного проще выдвать финансирование фермерарам, так как землю можно будет предоставлять в качестве залога», – отметил основатель КФК «Барауля В.А.» Василий Барауля.

Говоря о финансовой поддержке сельхозпроизводителей, директор по корпоративному бизнесу ЗАО «МТБанк» Павел Малышко отметил: «У нас уже есть успешный опыт кредитования проектов в сфере сельского хозяйства. Мы готовы рассматривать их и в дальнейшем. При этом приоритет будет отдаваться тем проектам, где есть лидер - грамотный руководитель, есть понятная технология,  а также ресурсы, в частности, земля, техника и др., позволяющие произвести продукцию, реализовать ее и рассчитаться с банком».

Выступая на семинаре, руководители фермерских хозяйств «Барауля В.А.», «Василек», «Верми Экопродукт», «ПМ и Компания» поделились секретами успеха в своем бизнесе. По их мнению, основное конкурентное преимущество фермеров - в освоении новых уникальных рыночных ниш, таких, например, как производство экологически чистой продукции, разведение редких пород животных, например, страусов.

Органическое земледелие: отстаем от мировых трендов

Во всем мире экологическое земледелие – тренд агробизнеса: ежегодно этот рынок прирастает более чем на 5%. Некоторые страны и вовсе в ближайшем будущем собираются отказаться от традиционного сельского хозяйства: так, например, Дания, к 2020 году планирует полностью перейти на органическое земледелие. За «примерами для подражания» далеко ходить не нужно: наши соседи – Украина – больше 10 лет развивают экологический агробизнес. Так, в 2002 году там было зарегистрировано 31 органическое хозяйство, а в прошлом – их количество выросло до 201. А цена на экологически чистую продукцию выше на 30% и, несмотря на высокую стоимость, пользуется стабильно высоким спросом.

Однако в Беларуси развитие этого рынка сдерживается отсутствием соответствующего законодательства и малой информированностью населения об экологически чистых продуктах. Об этом рассказал руководитель фермерского хозяйства «Верми Экопродукт» Игорь Хващевский. В прошлом году его хозяйство первым в Беларуси прошло сертификацию по стандартам ЕС. Это дает право хозяйству продавать свою продукцию в Европе по более высоким ценам. Однако воспользоваться этим правом «Верми Экопродукт» пока не может: слишком малы объемы производства. Трехлетний период сертификации, в течение которого выращенный продукт не имел право реализовываться по более высокой стоимости, привел к затратам, не позволившим масштабировать бизнес. Сейчас хозяйство реализует свою продукцию путем поставок частным клиентам и через интернет-площадку «Экаежа».

«Тот, кто решит заниматься экологическим сельским хозяйством, выберет сложный путь. Очень много информации, но при этом действительно полезную найти крайне сложно. Есть специфические требования: например, нужно содержать 2 парка машин и сельхоз оборудования», – говорит Игорь Хващевский.

Африканская птица + белорусские условия = успешный бизнес

Тамара Сидорук, руководитель страусиного ранчо СП «ПМ и Компания» поделилась историей создания необычного бизнеса.

Зарождалась компания при поддержке инвестора, однако вскоре он вышел из бизнеса, чтобы сохранить ранчо его владельцы решили превратить его в туристический объект. Это позволило поддержать бизнес на плаву, пройти дополнительное обучение у фермеров из Украины.

В итоге на ранчо за год появляется более 1000 птенцов необычной птицы. Для тех, кто хочет приобрести страуса Тамара Сидорук советует ни в коем случае не покупать 1-2 птицы: страусы выживают только в больших семьях – 3-4 птиц.

В целом, этот бизнес – непростой и специфический. Птица употребляет только чистый корм, очень пуглива – поэтому требует большого пространства, вдали от дорог.

Сейчас компания продает не только страусов, их мясо и яйца, но и поставляет сырье для сувенирной продукции, одежды и косметики.

----------------------------------------------------------------------------------

Несмотря на то, что сельское хозяйство – очень древний вид деятельности, в нем еще можно находить новые ниши для бизнеса и проводить необычную и востребованную продукцию.


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor