24.11.2016

«E-commerce в Беларуси – это «пирог», который рано делить, его нужно сначала испечь»

70,5% жителей Беларуси никогда не совершали интернет-платежей, а среди пользователей мобильных устройств эта цифра еще выше – 81,1%! Такие цифры были озвучены Ириной Юзвак, директором агентства «Бизнес-новости» на семинаре МТБанка для корпоративных клиентов в рамках образовательного проекта «Бизнес в стиле FLEX».

Так, по словам спикера семинара, совладельца онлайн-гипермаркета 21vek.by Сергея Вайниловича, даже среди клиентов интернет-магазинов не более 2-3% готовы совершать предоплату и рассчитываться за покупки дистанционно.

E-commerce в Беларуси: все только начинается!

В 2016 году мировой рынок e-commerce составит около $2,67 трлн  (+17,5% к 2015 г.)., тогда как в нашей стране его доля в товарообороте за 9 месяцев 2016-го составила лишь 1,5% (около $206 млн). Это официальные данные Министерства торговли, однако здесь не учитывается доля «серого рынка e-commerce», объем которого в Беларуси достаточно велик.

«Долю реального рынка, которую Министерство торговли оценивает в 1,5%, можно смело увеличивать в 3-4 раза», – говорит Сергей Вайнилович.

Действительно, если число белорусов, пользующихся интернетом хотя бы 1 раз в 3 месяца с 2010 года выросло с 44 до 73%, то доля тех, кто совершает покупки в интернете хотя бы раз в 3 месяца, за этот же период увеличилась всего на 10 п.п. – с 9 до 19%. 

Сегодня в стране зарегистрировано около 12 тысяч интернет-магазинов, за 5 лет их число выросло в 6,2 раза. Однако, несмотря на положительную динамику, e-commerce мешает развиваться целый ряд факторов:

  • низкое доверие к интернет-магазинам;
  • слабая развитость платежных систем;
  • маленький рынок;
  • запрет на прием платежей логистическими компаниями.

Не хватает и качественной конкуренции на рынке: пока этот «пирог» еще рано делить, его сначала нужно испечь.

«Рынок интернет-торговли в Беларуси только зарождается. И это значит, что его потенциал огромен. Все впереди!», – констатировал Сергей Вайнилович.

Платежи онлайн: удобно покупателю, выгодно компании

По словам Вячеслава Сенина, директора ООО «Компания электронных платежей» (ASSIST), прием онлайн-платежей имеет массу преимуществ для бизнеса:

  • гарантированная предоплата;
  • процесс в режиме реального времени;
  • простота, быстрота, удобство оплаты для покупателя;
  • перечисление средств на следующий рабочий день;
  • возможность определить статус клиента по типу карты;
  • автоматизация процесса=снижение нагрузки на сотрудников;
  • возможность принимать платежи из-за границы в валютах USD, EUR, RUB.

Однако покупатели часто не заканчивают процесс оплаты, т.к. не хотят каждый раз вводить все реквизиты карты и личные данные на страницах оплат

Решение этой проблемы – оплата в один клик, что уже предлагают БЖД, Байкард, Е-доставка, МТС и др.

Платная доставка – тупиковый путь

Именно такого мнения придерживается Денис Мороз, директор ООО «Главный ресурс», который создавал сервис e-dostavka.by.

«Белорусы предпочтут сходить в магазин сами, купив на сэкономленные деньги пакет молока или шоколадку. Потому что, как свидетельствуют опросы, наши граждане не ценят потраченное на поход в торговую точку время и усилия, – говорит эксперт. – Считает эти затраты только очень маленький процент. Поэтому платная доставка в Беларуси в продуктовой нише – пока тупиковый путь. Я думаю, таким он и останется, потому что крупнейший игрок – «Е-доставка» – делает эту доставку бесплатно».

Преимущества торговли в онлайне:

  • весь траффик в одном месте;
  • возможна максимальная клиентоориентированность;
  • вариативность обслуживания покупателя;
  • веньше полочных (складских) запасов;
  • веньше дополнительных операций и затрат;
  • вольшая плотность хранения;
  • вольше ассортимент;
  • высокая скорость обработки заказов;
  • больше средний чек;
  • Больше рекламы, эффективные рекламные игры;
  • можно эффективнее вести ценовые войны;
  • дополнительные продажи.

Но прежде чем начать вести бизнес в интернете компания должна учесть несколько ключевых моментов:

  • проработать стратегию выхода (сами, маркетплейсы, партнерство, соцсети);
  • позаботиться об инвестициях – это не бесплатно;
  • стоимость выхода каждый год растет;
  • стоимость привлечения клиентов каждый квартал растет;
  • онлайн  - это эффективные процессы BACK OFFICE;
  • цена плохого сервиса ОГРОМНА;
  • следует обращаться к профессионалам.

--------------------------------------------------

Таким образом, по мнению экспертов семинара «Бизнес в стиле FLEX», относительная неразвитость этого рынка означает, что у онлайн-торговли в Беларуси большой потенциал, который будет реализован уже в ближайшем будущем.

 

 


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor