03.11.2014

Как быстро оценить финансовое состояние компании: семь ключевых показателей

Чтобы оценить прошлое и настоящее финансовое положение компании, а главное – результаты его деятельности, специалисты советуют периодически проводить анализ деятельности компании. Мы попытаемся раскрыть его ключевые показатели.

 EBITDA

Как определить, готова ли компания отвечать по своим обязательствам? Для этого на помощь белорусским бизнесменам приходит финансовый показатель EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization). Также по этому показателю можно определить реальную стоимость бизнеса.

Чтобы в результате расчета получить объективную цифру, необходимо использовать только качественные и неискаженные бухгалтерские данные. Где же их взять? Ответ прост: вся необходимая информация – в финансовой отчетности, которая сформирована в соответствии с МСФО.

Ведь именно международные стандарты в большинстве случаев иллюстрируют видение собственников и менеджмента компании на то, что происходит внутри нее.

Данный аналитический показатель равен  объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений:

EBITDA = Чистая прибыль + Расходы по налогу на прибыль – Возмещенный налог на прибыль + Чрезвычайные расходы – Чрезвычайные доходы + Проценты уплаченные – Проценты полученные + Амортизационные отчисления по материальным и нематериальным активам – Переоценка активов

К слову, инвесторы принимают во внимание именно показатель EBITDA в качестве индикатора ожидаемого возврата своих вложений. Следует также подчеркнуть, что малый и средний бизнес, как правило, не используют EBITDA. В Беларуси он распространен только среди крупных предприятий сырьевой отрасли и экспортеров.

Реальный денежный поток

Говоря простым языком, реальный денежный поток – это доходы и расходы компании. Если быть точнее, это разность текущих доходов (приток) и расходов (отток), которые измеряются количеством денежных единиц в единицу времени (денежная единица/ единица времени). Оценить денежные потоки можно благодаря дисконтным методам с учетом концепции временной стоимости денег.

Сумму денежного потока предприятия можно рассчитать по формуле:

ЧДП = ЧДП(ОПД) + ЧДП(ИНД) + ЧДП (ФД), где

ЧДП(ОПД) – размер чистого денежного потока по операционной деятельности;

ЧДП(ИНД) – размер чистого денежного потока по инвестиционной деятельности;

ЧДП(ФД) – размер чистого денежного потока по финансовой деятельности.

Что же следует принимать во внимание при расчете денежных потоков?

  • затраты, связанные с производством (здание, оборудование и оснащение);
  • изменения поступлений, доходов и платежей;
  • налоги;
  • изменения величины оборотного капитала;
  • альтернативные затраты на использование редких ресурсов, которые доступны для фирмы.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность – это задолженность компаний или физических лиц конкретной организации (например, долги покупателей за товар или услуги, денежные обязательства подотчетных лиц за выданные им суммы и т.д.).

Коэффициент оборачиваемости – это отношение объема дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к средней дебиторской задолженности.

Его можно рассчитать по формуле:

К о.д. = ДР/ ДЗ, где

К о.д. – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

ДР – доход от реализации продукции (работ, услуг);

ДЗ – средняя дебиторская задолженность (например, за год).

Этот коэффициент показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает предприятию за исследуемый период.

По словам белорусских бизнесменов, они стремятся к максимизации данного показателя, ведь его повышение говорит о том, что управление дебиторской задолженностью улучшилось. Если же показатель снизился, значит, выросло число неплатежеспособных клиентов или же появились другие проблемы сбыта.

Коэффициент оборачиваемости запасов

Если вам необходимо узнать, сколько раз за конкретный период компания использовала имеющийся средний остаток запасов, стоит просчитать коэффициент оборачиваемости запасов. Он говорит о качестве запасов фирмы, отражает эффективность управления ими, а также демонстрирует остатки запасов, которые не используются или же устарели.

Отечественные предприниматели подчеркивают: в белорусских реалиях этот показатель крайне важен, ведь прибыль получается при каждом «обороте» запасов (т.е. операционном цикле). Данный коэффициент можно рассчитать следующим образом:

Оз = С / ((Знп + Зкп) / 2), где

С – себестоимость продукции, произведенной в расчетном периоде; Знп, Зкп - величина остатков запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе на начало и конец периода.

Деятельность компании считается эффективной при более высокой оборачиваемости запасов. Ведь это означает, что потребность в оборотном капитале меньше, а финансовое положение более устойчиво (при прочих равных условиях).

Коэффициент рентабельности продаж

Рентабельность продаж – это экономический показатель, который демонстрирует доход компании на каждый вырученный в результате продаж рубль. Кроме того, данный коэффициент отражает долю прибыли в общем объеме продукции, которая была реализована. В чем же его суть? Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность производственной деятельности. Фактически он говорит о размере чистой прибыли с валютной единицы продаж.

Формула расчета коэффициента рентабельности продаж – это отношение чистой прибыли компании к выручке,  умноженное на 100%:

КРП = (Прибыль / Выручка) * 100%

Рентабельность продаж – это, в своем роде, то, что определяет ценовую политику компании. При расчете КРП иногда вместо чистой прибыли предприятия можно использовать:

  • валовую маржу;
  • операционную прибыль;
  • прибыль до налогов и процентов (EBIT);
  • прибыль до налогов

Чтобы выбрать альтернативу, нужно определить цели анализа и условия работы конкретной компании.

Коэффициент финансового рычага

Финансовый рычаг по-другому принято называть «леверидж». В менеджменте это слово означает процесс управления активами и пассивами компании, который нацелен на увеличение дохода. Финансовый рычаг (леверидж) характеризует те заемные средства, которые использует фирма и которые влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала. В то же время коэффициент финансового рычага отражает процент заимствованных средств по отношению к собственным средствам предприятия. 

Чаще всего коэффициент финансового рычага рассчитывают по следующей формуле:
Коэффициент финансового рычага = Нетто-заимствования: Собственные средства Х 100% = (процент рычага) 
Нетто-заимствования – это банковские кредиты и овердрафты с учетом вычета денежной наличности и других ликвидных ресурсов. А вот собственные средства выражаются в балансовой оценке средств акционеров, вложенных в фирму.

Коэффициент самофинансирования

Экономическая категория, которая отражает независимое функционирование компаний в условиях риска и ограниченности ресурсов, называется периодом самофинансирования. В то же время коэффициент самофинансирования – это отношение собственных инвестиционных ресурсов (нераспределенной прибыли, амортизации и т. д.) к общим инвестиционным потребностям.

Белорусские бизнесмены чаще всего прибегают к расчету коэффициента самофинансирования, чтобы оценить, насколько эффективно их компания распоряжается источниками увеличения собственного капитала, а также определить приоритетные вложения собственных средств. Этот показатель демонстрирует, какая доля чистой прибыли компании идет на ее развитие, т. е. на увеличение накопленного капитала.
Коэффициент самофинансирования – это отношение прироста накопленного капитала к сумме чистой прибыли за период:

К = (П + А) / (К + З), где

П – прибыль, направляемая в фонд накопления; А – амортизационные отчисления; К – заемные средства, З – кредиторская задолженность и другие привлеченные средства.

Соответственно, чем выше коэффициент самофинансирования, тем эффективнее предприятие использует варианты увеличения капитала, благодаря получаемой прибыли. 

Приведем пример расчета основных финансовых показателей для компании.

Показатели работы компании за год, млн. руб.:

 

Чистая прибыль

2110,4

Расходы по налогу на прибыль

460,7

Возмещенный налог на прибыль

23,3

Чрезвычайные расходы

0,0

Чрезвычайные доходы

0,0

Проценты уплаченные

250,5

Проценты полученные

510,1

Амортизационные отчисления по материальным и нематериальным активам

1354,8

Переоценка активов

125,9

Чистый денежный поток по операционной деятельности

3050,0

Чистый денежный поток по инвестиционной деятельности

-2340,0

Чистый денежный поток по финансовой деятельности

2670,0

Выручка от реализации продукции

25811,1

Средняя дебиторская задолженность

8579,6

Себестоимость произведенной продукции

23240,0

Объем складских запасов на начало года

4260,0

Объем складских запасов на конец года

1940,0

Нетто заимствования

5876,9

Собственные средства

12000,0

Прибыль, направляемая в фонд накопления

1055,2

Амортизационные отчисления

1354,8

Кредиторская задолженность и другие привлеченные средства

9870,4

Заемные средства

3590,0

 

  1. EBITDA = 2110,4 + 460,7 – 23,3 + 0 – 0 + 250,5 – 510,1 + 1354,8 – 125,9 = 3517,1 млн.
  2. ЧДП = 3050 - 2340 + 2670 = 3380 млн.
  3. К о.д. = 25811,1 / 8579,6 = 3,01. Или 365/3,01 = 121 день.
  4. Оз = 23240 / ((4260 + 1940) / 2) = 7,5. Или 365/7,5 = 49 дней.
  5. КРП = (2110,4 / 25811,1) * 100% = 8,2%.
  6. Коэффициент финансового рычага = (5876,9/12000) * 100% = 49% (процент рычага)
  7. К = (1055,2 + 1354,8) / (3590 + 9870,4) = 0,179.

 

Конечно, это далеко не весь перечень показателей финансовой устойчивости компании. Специализирующиеся на аудите фирмы могут подготовить аналитический отчет под сотню страниц с несколькими десятками различных показателей.

Однако сделать экспресс-оценку финансового положения своей компании по основным показателям в состоянии любой руководитель, вооружившийся калькулятором или таблицами Excel. 


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor