1
25.11.2014

Логистика всему голова: как увеличить прибыль за счет оптимизации работы склада

В минувшую пятницу в Минске в рамках образовательной программы МТБанка "Бизнес в стиле FLEX" прошла вторая конференция, посвященная "Эффективной логистике".

Тему помогли раскрыть топ-менеджеры успешных белорусских компаний: ­Игорь Сорока (ООО "Смартон"), Иван Плюгачев (ООО "Триовист"), Сергей Татаринов (СООО "Белвест"), Ольга Листопад (ООО "Мегатоп"). Ключевым спикером мероприятия стал бизнес-тренер и руководитель компании Apply Logistic Group Дмитрий Черноморец.






 

 

 

 

 

 

 

Логистика в канцелярском бизнесе

Игорь Сорока в своем выступлении рассказал об особенностях работы логистики компании, специализирующейся на канцелярских товарах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


– Почему мы решили провести логистический аудит? Ответ довольно прост. Накопилось большое количество вопросов, на которые необходимо было получить ответ. Перед компанией стояла амбициозная задача резкого увеличения объемов продаж до 50%. Поэтому нужно было понять, во сколько нам обойдется логистика это шага, есть ли у нас необходимые ресурсы.

– У нас было 19 разных материальных потоков, которые нужно было проанализировать и объединить в понятную и эффективную систему. Принцип выстраивания этих потоков был следующим: наиболее популярные товары располагались ближе к выгрузке со склада. Так, например, резко сократилось время отгрузки наиболее популярного товара – карандашей.

– Следующий принцип организации рабочего пространства склада – отдельное размещение самых дорогих товаров с дополнительными мерами безопасности (замки, отдельные закрывающиеся блоки, шкафчики).

– Кроме того, мы пришли к выводу, что даже без внедрения WMS или каких-то других автоматизированных систем учета, можно значительно увеличить эффективность работы склада просто изменив технологию контроля и учета движения товаров.

– Были также выявлены проблемы в организации работы персонала склада. Так, переработки 60 сотрудников склада за ноябрь-декабрь достигли 1500 часов. На сегодняшний день при том же количестве персонала переработки не превышают 100 часов в месяц. Добились мы этого одной простой вещью – провели хронометраж всех складских операций и утвердили нормы времени на каждую операцию.

Чтобы курьеры ответственно относились к оборудованию,  продайте его им

Иван Плюгачев поделился опытом работы логистического отдела онлайн-гипермаркета 21vek.by. Особенность работы компании – сезонный спрос на основные реализуемые товары. Если в период февраль-апрель наблюдается минимум продаж, то, начиная с летних месяцев, продажи растут и достигают пика в декабре. Таким образом, отделу логистики приходится сталкиваться с очень неравномерным спросом на товары и умело справляться с пиковыми нагрузками.

– Для контроля над эффективностью работы отдела логистики в компании есть ряд показателей KPI: удовлетворенность клиента работой службы доставки, стоимость доставки одного заказа (в среднем для 21vek.by он равен $7,5), срок доставки заказа (не более 5 дней), процент невыполненных заказов (не более 1,5–2%).

– У каждого курьера есть четкая инструкция и расписание: когда нужно ехать на склад загружаться, когда выезжать на заказ и т.д. В зависимости от сложности заказа у курьера есть окно в 20-40 мин на загрузку товара. Кроме того, перед загрузкой товара, курьер должен отчитаться по деньгам (сдать кассу), пройти освидетельствование, получить документы на отгрузку, пройти осмотр автомобиля у механика.

– Опытным путем была выработана наиболее оптимальная схема доставки товаров в регионы. Карта Беларуси у нас разделена на 12 зон, в каждой из которых мы бываем не реже, чем раз в 2-3 дня. Курьер едет в двухдневный рейс и захватывает 2-3 зоны за поездку. Средняя нагрузка: 25-27 заказов в день. Также мы оплачиваем курьеру ночевку.

– Большая проблема в том, что нет готовых ERP-систем, предназначенных именно для интернет-магазинов. Сейчас мы пользуемся своей версией ERP-системы, которую постоянно дорабатываем. Также в рамках автоматизации процессов мы сотрудничаем с компанией БелТрансСпутник. На каждом автомобиле установлен датчик, позволяющий отслеживать их местоположение.

Интересное решение применила компания в отношении расходов на товарно-материальные ценности, предоставляемые курьерам.

– Мы решили перенять опыт служб такси. Курьерам продается все необходимое для выполнения своих обязанностей: от униформы до смартфонов, планшетов и прочего. Конечно же, все это продается без маржи и НДС на условиях рассрочки. Когда все электронные устройства и форма принадлежат курьеру, то и отношение к этим вещам становится более внимательное.

– Наши курьеры находятся на сдельной форме оплаты работы. Если курьер выполнил заказ, он получает свои деньги, если нет – не получает ничего. Если заказ не выполнен не по вине курьера – он получает 50% оплаты.

– Для уменьшения текучести кадров, мы создали систему профессионального роста среди курьеров: стажер, специалист, профессионал. С каждой ступенькой курьер увеличивает свою ставку на 8%. Также курьерам из категории "профессионал" достаются более денежные заказы.

Особенности логистики в производственной компании

Сергей Татаринов рассказал, что компания "Белвест" не сразу пришла к существующей логистической системе. Первоначально был проведен логистический аудит, который выявил ряд недостатков и проблем в компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


– Рекомендую тем, кто только начинает выстраивать свою логистическую систему, сформировать политику компании в области логистики. Это документ, где будут прописаны основополагающие факторы логистики в компании: товаропроводящая политика, закупочная политика, производственная политика, финансовая и т.д. Документ отвечает на вопрос "что?" и "почему?", и уже на основании этого можно будет разработать бизнес-процессы, которые ответят на вопрос "как?".

– Компания внедрила автоматизированную систему управления складом на базе решения SAP. Стоит отметить, что процесс внедрения был очень трудоемким. От начала поисков нужной системы до начала ее непосредственного использования прошло около двух лет.

– Особенность работы производственной компании в том, что должен быть непрерывный поток сырья (материалов) для производства. Если логистика где-то не сработает и произойдет задержка поставки, то цена доставки уже перестает играть роль, так как катастрофически вырастают издержки от остановки производства.

– Сейчас у нас налажены прямые поставки из Китая железнодорожным транспортом. Это примерно в 2-2,5 раза быстрее, чем морскими контейнерными перевозками и примерно на 50% дороже.

– Особенность логистической системы "Белвест" в том, что в момент ее реформирования у предприятия не было избытка финансовых средств, и все изменения были произведены фактически за счет оптимизации и изыскания внутренних ресурсов. У компании был собственный автопарк в 50 машин. Было принято решения не вкладывать средства в закупку новых автомобилей, а использовать имеющийся транспорт и воспользоваться логистическим аутсорсингом. За последние 4 года это решение себя оправдало, и мы придерживаемся данной стратегии до сих пор.

Построение собственной логистической системы с учетом прошлого опыта

Ольга Листопад рассказала о логистических задачах склада в компании «Мегатоп». Основное внимание было уделено опыту перехода от простой складской системы к собственному автоматизированному распределительному центру.

– В 2010 году компания столкнулась с проблемой быстрого роста: имеющаяся система работы склада, действовавшая с момента появления компании на белорусском рынке, уже не могла в полной мере удовлетворить запросы сети магазинов, количество которых к середине 2010 года достигло восемнадцати. И, тем более, не была бы эффективной сейчас, когда сеть «Мегатоп» насчитывает уже 43 магазина и два дисконт-центра.

- Первый вариант построения новой логистической модели основывался на взаимодействии со сторонними логистическими операторами. Однако подобное решение оказалось половинчатым. Выбранные подрядчики были прекрасно оснащены технически, оборудованы с учетом последних достижений мировой складской логистики, но, тем не менее, работа с ними все же выявила ряд отрицательных нюансов, с которыми компания не была готова мириться:

  • Общие подходы к работе с товаром. У каждого бизнеса есть свои особенности работы, в том числе и обувного. Необходимо провести работу с каждой единицей товара, и скорость проведения операций при отсутствии большого опыта, к сожалению, очень мала.
  • Применяя общую схему работы, без должного учета нужд отдельно взятой компании, операторы не всегда способны оперативно справиться с заказами в моменты пикового спроса. При этом сумма неустойки не всегда покрывает потери заказчика.
  • Оператор предлагает стандартные решения WMS, что не дает возможности подобрать наиболее подходящую для бизнеса систему управления складом.

Учитывая все эти факторы, компанией «Мегатоп» было принято решения построить свой собственный распределительный центр - склад площадью более 5 тыс. кв.м. Сегодня склад работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что позволяет обеспечить бесперебойные поставки товара в магазины сети. Изучив и поняв все совершенные ошибки, мы постепенно приближаемся к идеалу работы склада.

– На данный момент наш распределительный центр превысил основные целевые показатели работы складов логистических операторов, с которыми нам довелось столкнуться в прошлом. Несмотря на опасения, с финансовой точки зрения наш распределительный центр окупается и можно с уверенностью сказать, что все финансовые затраты на его создание были оправданы.

Примерно 65% роста прибыли за счет оптимизации логистики дает системный подход

В своем выступлении Дмитрий Черноморец рассказал, как можно оптимизировать товаропроводящую систему компании и насколько можно увеличить прибыль за счет усовершенствования логистической системы предприятия.

– Часто объем продаж в компании не растет не из-за того, что отдел продаж плохо работает, а из-за того, что на складе просто нет нужного товара. Клиент не получает свой заказ, получает отрицательный опыт и уходит.

– Чтобы понять, что в компании не так, где есть слабые места, которые можно исправить, нужно провести логистический аудит. За счет чего логистика позволяет увеличивать прибыль?

Есть несколько ключевых точек, где совершенствование логистики дает рост прибыли:

1) Закупки. Всегда есть поставщики более эффективные, чем те, с которыми вы работаете.

2) Доставка. Всегда есть более эффективные перевозчики. При этом считать всегда нужно комплексно: не просто стоимость доставки, а и учитывать сокращение или рост времени доставки.

3) Таможенная очистка. Есть множество легальных способов уменьшения затрат на таможенное оформление.

4) Оптимизация складских запасов. По нашим данным в среднем белорусские компании хранят на складе в виде ежедневных неснижаемых складских запасов около 2 млн евро. При этом, для сохранения того же уровня продаж, эту сумму запасов можно безболезненно уменьшить до 1,2 млн евро.

5) Инвентаризация и оптимизация склада. Максимальный эффект, которого можно добиться за счет оптимизации склада – это рост прибыли примерно на 2%. Достаточно зайти на склад в разгар рабочего, провести там 10-15 минут и записать все, что вам не нравится в его работе. Это будет примерно 80-90% основных проблем вашей логистической системы.

6) Отгрузка. На этом этапе можно увеличить эффективность бизнеса еще на 3,8%.

7) Системный поход. Самый существенный вклад в рост прибыли за счет оптимизации логистики дает системный подход решения логистических задач. Как это выглядит на практике? Например, есть компания, которая производит ювелирные изделия – золотые кольца. Традиционно запасы хранятся в виде гранул золота на складе. Когда нужно изготовить изделие – гранулы переплавляют в золотые трубы, а потом нарезают из этих труб кольца, после чего их уже обрабатывают. Системный подход состоит в том, чтобы хранить на складе не гранулы, а золотые трубы под самый ходовой размер кольца. Т.е. примерно 70% запасов – это золотые трубы ходового размера, а 30% – неразвальцованные трубы, которые можно будет подогнать под любой размер. Системный подход позволяет значительно нарастить прибыль компании, примерно 65% роста прибыли при оптимизации логистики компании приходится именно на системные изменения.

Любой логистический аудит можно провести как внутренними силами компании, так и приглашая внешних экспертов. Дмитрий Черноморец специально для клиентов МТБанка показал детальную схему логистического аудита, которую можно провести внутренними силами самой компании.

Следующее мероприятие программы "Бизнес в стиле Flex" запланировано на 5 декабря по теме "Эффективные продажи, маркетинг".


фото

партнеры

Delo Biznesrevu Director Belbiz Myfin Telegraf Ej Vibor